Статья содержит основные положения и выводы из проекта ежегодного доклада РНИИИС «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в РФ и СНГ в 2012 году», презентация которого была проведена автором в рамках V Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» 3 апреля 2013 года. В материале подробно анализируются секреты успеха экономик мировых лидеров инновационного развития. В статье выделены актуальные проблемы становления цивилизованного рынка интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве и предложены пути их решения с учетом мирового и зарубежного опытов.
|
Лопатин В.Н.,
генеральный директор МАИИС, профессор, д.ю.н.:
|
Мировой рынок интеллектуальной собственности
В условиях глобализации на мировом рынке, наряду с товарами, работами и услугами «четвертую корзину» составляют права на результаты интеллектуальной деятельности — интеллектуальную собственность. Структура рынка в условиях перехода к новому шестому технологическому укладу и обострения конкурентной борьбы имеет устойчивую тенденцию к изменению к 2015 году в пользу роста доли рынка интеллектуальной собственности (15 % ВВП). Сегодня лидирующие позиции в мировой торговле интеллектуальной собственности занимают страны АТЭС: США, Япония и Китай.
Согласно Отчету ВОИС (2012 г.) доля продукта «творческой» экономики, связанного только с авторскими и смежными правами (пресса и литература — 40,5 %, программное обеспечение и базы данных — 23,2 %, радио и телевидение — 12,2 %, реклама — 8,6 %, музыка и спектакли — 5,7 %, организация коллективного управления авторскими правами — 4,1 %), в общем объеме ВВП 30 исследуемых стран составила в среднем 5,4 %, в том числе: США — 11,1 %, Австралия — 10,3 %, КНР — 6,4 %, РФ — 6,1 %. В странах СНГ пока не решен ряд проблем, связанных с формированием и развитием цивилизованного рынка интеллектуальной собственности:
- учет результатов интеллектуальной деятельности ведется только по 3-5 видам из 20, при этом из них охраноспособные — до 30 %, а охраняемые — до 7 %;
- в отношении абсолютного большинства РИД права не закрепляются ни открытым способом — через патентование (20 % рынка), ни закрытым — через ноу-хау в режиме коммерческой тайны (70 % рынка);
- внешняя инновационная активность научных организаций и вузов оценивается по числу публикаций, диссертаций, монографий, семинаров (то есть по объектам авторского права), тогда как внутренний учет ведется преимущественно по объектам патентного права, подлежащим государственной регистрации, но без оценки коммерциализации прав на них;
- в последние годы в отдельных странах, в том числе в России ежегодно выдается патентов меньше, чем прекращается действие ранее выданных патентов;
- структура рынка интеллектуальной собственности гипертрофирована в пользу коммерциализации интеллектуальных прав на средства индивидуализации, что больше говорит об активизации рыночных отношений в секторе купли-продажи иностранных товаров, чем об инновационной активности правообладателей исключительных прав в их производстве;
- в целом доля коммерциализации интеллектуальной собственности, охраняемой патентами, по-прежнему ничтожно мала и составляет в странах СНГ от 0,4 % до 2 %. Рынок интеллектуальной собственности все еще находится в начальной стадии формирования.
Секреты успеха экономик мировых лидеров инновационного развития включают наличие следующих слагаемых:
- государственная стратегия инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности;
- централизованная по горизонтали и вертикали система государственного администрирования процессами в сфере интеллектуальной собственности в целях снижения административных барьеров развития рынка;
- единые правила — стандарты формирования, оборота (коммерциализации) и защиты интеллектуальной собственности;
- подготовленные кадры профессионалов — посредников в сфере права, экономики и управления интеллектуальной собственностью (из расчета 1 посредник на 10 исследователей).
Проблемы, связанные с формированием и развитием цивилизованного рынка интеллектуальной собственности в странах СНГ
Государственная стратегия
В национальных стратегиях развития интеллектуальной собственности (приняты в большинстве стран СНГ: Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Украина) вышеуказанные сегменты и условия формирования цивилизованного рынка интеллектуальной собственности учитываются не всегда. Начавшаяся в 2012 г. подготовка долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности до 2025 года в России, как и ранее подготовка в 2006 г. «Стратегии развития интеллектуальной собственности в России на 2007-2012 годы» осуществляется на общественной основе, что делает проблематичным эффективность ее исполнения в органах госвласти.
Не способствует формированию рыночных отношений в рамках «четвертой корзины» мировой торговли на постсоветском пространстве и система показателей оценки инновационного развития в области научно-технического творчества, закрепленная в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г., заимствованная из так называемой «экономики знаний».
При росте расходов на научные исследования и НИОКР в XXI столетии их эффективность в разных странах остается разной: если в США при расходах на НИОКР (1-е место в мире — $ 382,6 млрд, или 2,7 % ВВП) производится более 21 % мировой научной продукции, то в России при росте расходов на НИОКР за последние десять лет в десять раз (свыше $ 23 млрд или 1 % ВВП — 8-е место в мире) доля научной продукции по-прежнему составляет около 1 % в мировом рынке. При этом структура расходов на НИОКР за последние 20 лет в России не претерпела значительных изменений: более 3/4 — бюджет и 1/4 — частный сектор, тогда как за рубежом пропорция обратная. Структура сектора исследований и разработок в РФ за пять лет (2007 г.: НИИ — 90 %, предприятия — 6 %, вузы — 4 %) изменилась в пользу вузов, тогда как основным заказчиком НИОКР за рубежом были и остаются предприятия (США — 69 %, ЕС — 64 %, Китай — 62 %).
Количество продукта "творческой" мировой экономики, связанного с авторскими и смежными правами за 2012 год.
В силу отсутствия стимулов к инновационной деятельности промышленный сектор зачастую не заинтересован в участии и реализации стратегических направлений исследований и разработок. В свою очередь, на фоне слабой инновационной активности бизнеса наука вынуждена ориентироваться на государственный заказ. Ежегодный объем госзакупок в РФ составляет около 6 трлн рублей, что вместе с закупками государственного сектора экономики — госкорпораций, естественных монополий, компаний с государственным участием (7 трлн рублей в год) равняется годовому бюджету страны. В то же время при росте госрасходов на науку, до 90 % средств на модернизацию отечественной промышленности уходит за рубеж на закупку импортных технологий. При невостребованности российских научных разработок в интересах модернизации отечественного производства уровень импортных поставок технологий и оборудования вырос до критического уровня во всех базовых отраслях промышленности. Так, например, при росте вложений в исследования и разработки в 2011–2012 гг. для компаний с госучастием в энергетике России (более 107 млрд рублей, что в 5 раз больше, чем за 2008-2010 гг.) более половины тепловых электростанций (70 % электроэнергетического комплекса страны) модернизируется за счет импорта оборудования двух зарубежных фирм (суммарная доля импорта к 2016 г. составит 75 %).
В научно-технической сфере интеллектуальная собственность играет важнейшую роль как механизм создания добавочной стоимости (доля интеллектуальной собственности составляет до 10-15 % от цены реализуемой продукции), как средство капитализации активов предприятий и организаций (через нематериальные активы) и как инвестиционный ресурс (где под залог интеллектуальной собственности предоставляют кредиты, займы и банковские гарантии). Первичным условием для этого является эффективная учетная политика распределения и закрепления прав на создаваемые в ходе НИОКР результаты интеллектуальной деятельности.
В единой федеральной базе данных НИОКР, проведенных в РФ с 1982 г. по 01.01. 2013 г., зарегистрировано более 1 млн НИИ и ОКР, из них 84 898 было проведено в период 2010-2012 гг. В то же время в качестве объектов учета в данной базе данных по итогам выполнения НИОКР зарегистрировано за 2010-2012 гг. только 8433 РНТД, то есть на 10 НИОКР в эти годы приходится менее одного полученного результата интеллектуальной деятельности (потенциального объекта интеллектуальной собственности).
Таким образом, увеличивая бюджетное финансирование НИОКР (до 0,5 трлн руб. в год), и потратив миллиарды на воссоздание единой базы данных НИОКР и их результатов, государство до настоящего времени не имеет эффективной системы учета полученных РИД и экономит на правовой охране прав на них, что приводит к росту «серого» и «черного» секторов рынка нелегального использования таких РИД в теневой экономике.
При этом отсутствуют действенные механизмы управления правами государства на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при бюджетном финансировании. Это связано в том числе с высоким уровнем коррупциогенности сферы НИОКР (как при распределении бюджетных средств, так и во внешних сделках при освоении государственных инвестиций в модернизацию отечественного производства, где до половины бюджетных средств уходит в «откат»), что предопределяет нежелание чиновников что-либо принципиально менять.
В целях эффективного включения в хозяйственный и гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности, создаваемой при бюджетном финансировании, целесообразно предусмотреть:
- создание доступной для участников гражданского оборота системы учета РИД и распределения прав на них;
- разработку и принятие антикоррупционных стандартов в сфере НИОКР;
- мотивирование государственных заказчиков к принятию решений о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые при бюджетном финансировании, за исполнителями данных НИОКР;
- активное использование альтернативных патентованию способов закрепления прав на РИД, создаваемые в научно-технической сфере;
- применение открытых лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности, правообладателем исключительных прав на которые выступает казна;
- авторское право и смежные права в информационно-телекоммуникационных сетях, включая Интернет;
- отработку механизма оценки и передачи пакета исключительных прав на РИД, правообладателем которых выступает государство, в состав уставного капитала компаний с государственным участием.
Государственное управление
С середины XX века (создание ВОИС в 1967 г.) в мире проводится централизация и специализация государственного администрирования процессами в сфере интеллектуальной собственности. В странах СНГ это нашло отражение в создании единых межгосударственных и государственных органов с объединением функций администрирования авторских, смежных, патентных и иных интеллектуальных прав в отношении всех основных категорий объектов интеллектуальной собственности. Государственное управление в сфере интеллектуальной собственности в странах России осуществляет Роспатент + 20 федеральных ведомств, Правительственная комиссия по экономразвитию и интеграции (подкомиссия по ИС).
Положительным для повышения эффективности госуправления и снижения административных барьеров в этой сфере является опыт Казахстана, где вслед за Китаем единая госструктура в виде Комитетов интеллектуальной собственности не только централизована, но структурирована по вертикали, вплоть до муниципалитетов. В России этот процесс неоправданно затягивается. До настоящего времени функции госуправления интеллектуальной собственностью были рассредоточены между более 20 федеральными органами власти при отсутствии вертикали управления, что значительно снижает возможность формирования единого рынка интеллектуальной собственности и обеспечения конкурентных преимуществ при реализации Стратегии инновационного развития до 2020 г.
При совершенствовании системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности следует учесть положительный опыт централизации государственного администрирования процессами по снижению административных барьеров в сфере интеллектуальной собственности как по горизонтали (когда в начале XXI века в странах СНГ (кроме России) функции государственного управления в области авторского и патентного права были объединены в едином государственном органе), так и по вертикали (когда в Казахстане с учетом китайского опыта создан единый Комитет интеллектуальной собственности при Минюсте РК) со специализацией соответствующих подразделений в сфере интеллектуальной собственности.
Слагаемые успеха экономик лидеров инновационного развития
Рейтинги и борьба с контрафактом
Борьба с контрафактом в условиях шестого технологического уклада в мире и формирования глобального информационного общества становится одной из актуальных стратегических проблем безопасного инновационного развития.
Международная ассоциация институтов интеллектуальной собственности (МАИИС), исследуя данный вопрос, пришла к выводу, что в интересах предотвращения недобросовестной конкуренции под прикрытием борьбы с контрафактом необходимы единые прозрачные и общепринятые методология и методики измерения уровня контрафактности в разных странах.
В целях повышения эффективности государственной правовой защиты в сфере интеллектуальной собственности межгосударственным исполнительным органам СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза, национальным правительствам и национальным судебным органам этих стран важно предусмотреть меры по обеспечению эффективной координации взаимодействия государственных органов при специализации соответствующих подразделений и повышении квалификации должностных лиц и сотрудников, в том числе:
- создание в системе правоохранительных органов специализированных подразделений по защите интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационных сетях, включая Интернет;
- создание судебных коллегий по делам интеллектуальной собственности в областных и равных им судах, соответствующей специализации судей районных судов для обеспечения необходимого уровня судебной защиты по таким делам;
- создание единой специализированной информационной базы данных и государственной информационной системы по противодействию правонарушениям в сфере защиты прав потребителей, интеллектуальной собственности и сертификации продукции;
- наделение таможенных органов полномочиями по производству неотложных следственных действий в отношении преступлений в сфере интеллектуальной собственности;
- упрощение процедуры и сокращение сроков урегулирования споров в рамках правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного, специального и двойного назначения.
Государственным органам исполнительной власти необходимо предусмотреть в рамках национальных, отраслевых и региональных программ развития рынка интеллектуальной собственности формирование государственного и корпоративных заказов на подготовку/переподготовку кадров. Учитывая существенное запаздывание в подготовке кадров в сфере права, экономики и управления и явную недостаточность в решении этих задач для стран СНГ образовательного потенциала РГАИС, актуальным является сбор и анализ информации о работе национальных вузов в этой области, в том числе подготовки и реализации образовательных программ, учебных курсов и учебно-методических комплексов, создание специальных кафедр, и распространение этого опыта через межгосударственные органы, а также специализированные научные журналы.
Использование объектов авторских прав в экономике России