Для формирования компетентного заказа на инновации Правительством Москвы создан Центр инновационного развития. Его цель — формирование цивилизованного рынка инноваций в городе, разработка и реализация государственных программ развития высокотехнологичных секторов экономики города.
Мы встретились с Павлом Свистуновым, директором программы содействия по внедрению инноваций в городскую среду Центра инновационного развития Москвы и Николаем Силиным — директором Проектного офиса, чтобы задать вопросы о том, как простой российский инноватор может попасть на инновационный рынок Москвы.
|
|
Свистунов П. В.,
директор программы содействия по внедрению инноваций в городскую среду Центра инновационного развития Москвы
|
Силин Н.Н.,
директор Проектного офиса
Центра инновационного развития Москвы
|
- Определимся с целью и задачами Центра инновационного развития Москвы. Каковы они?
- Николай Силин: Правительством Москвы установлена пятипроцентная квота на приобретение инновационной продукции или услуг. Таким образом, в столице создан колоссальный спрос на инновации, который составляет около 60 млрд рублей в год. По сути, речь идет о новом рынке, который, как правило, должен пережить стадию «дикости». Для того чтобы этот процесс изначально вошел в цивилизованное русло, необходимо выстроить компетентную систему размещения госзаказа на инновации.
С другой стороны, Правительство Москвы заинтересовано в привлечении в столицу высокотехнических производств. В настоящее время существуют серьезные риски, связанные с возможным перераспределением налогов. Есть идеи, чтобы они платились не по месту регистрации штаб-квартиры, а по месту нахождения производственных подразделений. Если это произойдет, то бюджет Москвы потеряет около 40 % доходов. Поскольку в Москве нефти и газа нет, то потери можно скомпенсировать только за счет создания и размещения здесь высокотехнологических, высокомаржинальных производств, тем более что у нас есть и платежеспособный потребитель инноваций в лице физических, юридических лиц и Правительства Москвы.
Инновации — это единственный способ сохранить уровень жизни людей, комфорт, снизить бюджетные расходы. В этом году при принятии бюджета Москвы дефицит составил 287,2 млрд рублей. Это колоссальная сумма. Понятно, что она перераспределится за счет экономии при тендерном снижении, иными способами, но эффект от инноваций будет играть ключевую роль.
Все перечисленное — это основные драйверы руководства города, когда оно принимало решение о создании Центра инновационного развития Москвы. Это не гонка за модой, а понимание того, что город, в котором нечем заняться, кроме того, чтобы сидеть в офисах, обречен на вымирание.
- Интересны ли Москве региональные идеи, проекты, технологии?
- Николай Силин: Если речь идет о проектах, то наш Центр оказывает поддержку тем проектам, которые осуществляются юридическими лицами, зарегистрированными в Москве. Если речь идет о компании с холдинговой структурой, то не менее 50 % налогов она должна платить в столице. Это обязательные условия для исполнителя проекта. Отмечу, что речь идет не только о российской, региональной конкуренции, но и о международной при привлечении сюда проектов.
Второе основное требование — эти предложения должны решать городские проблемы Москвы.
- Павел Свистунов: Я бы со своей стороны добавил, что Центр мог бы быть интересен регионам, поскольку мы в Москве внедряем самый передовой опыт.
- Передовой опыт в чем?
- Павел Свистунов: В том, как внедряются и используются инновации в городской среде, как происходит оценка, экспертиза и отбор инновационных проектов, и вообще в отборе проектов, которые наиболее эффективны для городского хозяйства и для развития города в целом, тем более такого мегаполиса, каким является Москва.
-На какой стадии должен быть проект, чтобы он стал интересен?
- Николай Силин: Мы не венчурная компания или акселератор, у нас нет цели стать финансовым центром. Мы скорее выступаем в роли бизнес-мэтчинговой площадки. Поэтому проект должен быть на той стадии, когда у него появляются достаточно разнообразные потребности, от финансовых до инфраструктурных, в том числе необходимость наличия технологической площадки.
Подпрограмма "Москва-инновационная столица России" на 2012-2016 гг., механизм реализации
- Можно ли обозначить пошаговую схему и привести пример, чтобы было понятно, о чем идет речь?
- Николай Силин: Предположим, у компании есть необходимость в реализации технологического проекта, есть идея, технология, команда. Но им необходимо место для организации производства, технологическая площадка. Очевидно, что в офисных условиях реализовать такой проект крайне сложно. Я видел пример подобной компании в Академпарке Новосибирского отделения Академии наук. Предприятие занималось производством фильтров для операционных. Соответственно, оно располагалось в бизнес-инкубаторе, занимая два офисных помещения. Там же и было организовано само производство. На самом деле, такого рода компания нуждается в промышленном помещении в 300-500 м2. При этом большинство бизнес-инкубаторов рассчитаны на офисную деятельность. В нашей же базе содержится информация о тех объектах, которые поддерживаются правительством Москвы. Таким компаниям мы можем предложить промышленные площадки в технопарке «Слава» или на специализированной территории малого предпринимательства в г. Зеленограде или Технополисе Москвы. Соответственно, они не тратят времени на изучение рынка.
К примеру, им необходимо заказать промышленный образец, сделать технологическую оснастку и технологический проект для запуска производства. Соответственно, для этого нужен инжиниринговый центр. Исходя из нашей выборки, можем сказать, в каком центре это было бы целесообразно сделать. Кроме того, у нас есть тестовые площадки, где можно провести весь комплекс испытаний предложенной идеи.
- На первый взгляд, это не уникальные компетенции. Или я ошибаюсь?
- Николай Силин: На первых этапах мы действительно строим «конструкцию» из понятных «кубиков». Кому-то нужны партнеры, деньги, помещения, оборудование. В последствии появляются специфические запросы. Например, международное патентование. И здесь у нас уже есть уникальные компетенции. Для России как для развивающейся страны действуют скидки, достигающие 90 % от стандартной стоимости получение патента, и мы знаем, как это сделать. Подобная уникальная информация, сервисы и компентенции активно накапливаются в нашей системе. При этом Центр инновационного развития активно выступает именно в роли сервисной площадки, а не дополнительного посредника.
- Услуги платные?
- Николай Силин: Нет, это бесплатные услуги. И это еще одна уникальная компетенция Центра.
- Финансовой поддержки проектам, собственникам технологий, носителям идей не предвидится?
- Николай Силин: В настоящее время разрабатывается программа по финансовой поддержке, прежде всего связанной с управлением интеллектуальной собственностью. Осенью должна быть введена система субсидий на патентование, сертификацию продукции и т.д. Но об этом более подробно можно будет говорить, когда выйдет соответствующее Постановление Правительства Москвы. Я хочу акцентировать внимание на том, что Центр создан как сервис, и нашей задачей является поиск правильной поддержки интересного проекта в различных структурах. Систем поддержки достаточно много, и заявители часто не знают о том, какие возможности есть на этом рынке, и как можно решить проблемы за счет помощи извне.
- На какой стадии должна находиться сама идея, чтобы стать интересной Москве?
- Павел Свистунов: Как правило, Москва не закупает технологии. Я не знаю такого примера. Она закупает услуги. Если в качестве заказчика выступает префектура со своей инженерной службой, то они закупают уборку улиц, а не какой-то отдельный элемент этого процесса. Фактически они закупают «чистые улицы». Люди, компании, обладающие какой-то технологией, не могут прийти и сказать: «Давайте вы у нас будете это покупать, так как они продают не «чистые улицы», а какой-то элемент клининга». Но они могут обратиться в Центр инновационного развития с вопросом, что необходимо сделать, чтобы их технология применялась в городе и как ее интегрировать в технологический процесс уборки улиц?
- Николай Силин: Проекты рассматриваются на всех стадиях, но на ранней стадии идея может быть еще слишком сырой и не оформлена в проект. Тогда ее автору дорога — в бизнес-акселератор, где идея должна оформиться в проект или умереть.
- Павел Свистунов: Для них существует другая программа — программа инкубирования технологий, которая стартует на территории «Красного Октября». Проект либо превратится в нормальный бизнес с командой и продукцией, либо умрет.
Случается, что автор «недоговороспособен». Владелец идеи немотивированно считает, что она самая эффективная и ему никто не нужен. Никакая идея не может быть реализована в таком случае. Иногда серьезным препятствием для реализации инновационного проекта в российских условиях является существующая в стране и в Москве нормативно-правовая и регламентная база.
Для того чтобы Москва купила вашу идею, она должна быть реализована на уровне коммерческой технологии. Во-первых, непроверенная идея точно не примет участие ни в одном тендере. Во-вторых, масштабы закупок в Москве таковы, что если компания не в состоянии обеспечить серийное производство и быстрое масштабирование, то смысла в этой закупке нет. То есть ждать, пока они построят завод, Москва не может. Вообще, это очень распространенная ошибка, когда заявитель, не найдя поддержки в федеральных программах, просит денег в Москве на разработку своей идеи. Это не задача Москвы. Для того чтобы развивать идеи, существуют федеральные программы. Принимать участие в федеральных программах Москва может, но подменять их — нет.
- Николай Силин: Я бы даже проще сказал: мы не можем экспериментировать на людях. С проектом вы можете придти, если несете коммерческие риски, ответственность за этот проект. А мы вам оказываем только поддержку с точки зрения того, как и где его можно запустить. Но мы не берем на себя гарантии ваших обязательств по аренде, или не даем денег только за красивые слова о том, что Вы — носитель самой лучшей и уникальной разработки.
Центр инновационного развития обладает обширной информацией обо всей инфраструктуре поддержки таких проектов. В настоящее время в пилотном режиме (а в боевом режиме она будет запущена где-то осенью), работает специальная компьютерная платформа, в рамках которой проект, подавший заявку и описавший свои потребности, перераспределяется тем партнерам, которые способны эту потребность реализовать.
- Было сказано, что проект невозможно реализовать из-за действующих регламентов. У Центра есть функционал или намерения поучаствовать в коррекции действующих регламентов?
- Павел Свистунов: Действительно, беда многих разработок связана с тем, что для них либо нет соответствующих технических регламентов, либо действуют старые, которые не позволяют данные технологии применять в принципе. Я уже не говорю о низкой заинтересованности во внедрении новых технологий. Соответственно, мы ограничены рамками действующего законодательства и нормативно-правовой базы. В Москве огромное количество регламентов. Существует, например, регламент уборки улиц, в котором написано, что на каждые 100 м2 должно быть определенное количество дворников. Кто-то придумывает нанометлу, которая подметает в два раза быстрее. Но пока нет соответствующего регламента, ее применение невозможно и даже нецелесообразно, потому что количество дворников нельзя сокращать в два раза: регламенты не позволяют. Как только они будут изменены, появится спрос на нанометлу.
Центр инновационного развития Москвы не может сам менять нормативно-правовую базу, но выйти с такой инициативой можем, если она реально подкреплена экономической эффективностью. Лично для меня — это один из главных показателей нашей деятельности.
- В свою бытность вице-премьером Владислав Сурков говорил о том, что у чиновников нет компетенций делать инновационные заказы. Как бы Вы прокомментировали деятельность Центра в этом направлении?
- Павел Свистунов: Они и не должны быть компетентными в том, как сделать инновационный заказ. На самом деле, чиновники колоссально загружены. Загружены они текущими вопросами, ответами на письма граждан, вышестоящих организаций, выдачей поручений нижестоящим организациям. У них свой круг вопросов. Помочь им в формировании инновационного заказа — это наша задача. Лично моя задача.
Но здесь есть один нюанс. Необходимо правильно формулировать задачу. Приведу пример из опыта британских коллег. В одном из городков была колоссальная проблема с жевательной резинкой. Все было «загажено» — общественный транспорт, остановки, тротуары, здания. Из года в год городское самоуправление заказывало очистку улиц. Но сокращение бюджетных средств привело к тому, что городу пришлось искать новые решения. Поскольку у любого человека достаточно узкий кругозор, то все упиралось в клининг. Изучались роботы-уборщики в Японии, химические реагенты. После чего они обратились в компанию «Ситимарт», которая помогла им правильно сформулировать проблему. Цель была не найти способ очистки от жевательной резинки, а сделать улицу чистой. Это разные вещи. Объявили международный конкурс по сохранению улицы в чистоте. Удивительно, но победила не клиниговая компания, а компания, чей профиль оказался социальной инженерией. В результате на каждом углу города появилась маленькая пепельница, куда можно было прилепить эту жвачку. Плюс была запущена социальная реклама. В итоге крайне дешевое решение привело к колоссальному положительному результату.
Это означает правильно сформулировать проблему и найти исполнителя не среди знакомых подрядчиков, а в честном конкурсе. К сожалению, мировая статистика демонстрирует, что 90 % тендеров выигрывают знакомые заказчикам подрядчики. Речь идет даже не о коррупции, а о доверии и стереотипах.
- То есть одной из задач Центра является деятельность по формулированию проблем и задач?
- Николай Силин: Абсолютно точно. При этом все направления нашей деятельности не являются изолированными друг от друга. Наша система представляет систему сообщающихся сосудов. Правильно сформулированная проблема поступает в наш Проектный офис, и если среди заявителей есть владельцы технологии, позволяющих их решить, то после ее экспертизы и тестирования автора технологии приглашают к участию в городском заказе. С другой стороны, если производитель этой технологии видит, что объем заказа достаточно интересен для организации производства, то Проектный офис может помочь ему организовать производство в рамках городского заказа.
- Предположим, инноватор считает, что у него есть хорошее решение какой-то проблемы, и он хочет как-то реализоваться в инновационном заказе Москвы.
- Павел Свистунов: У нас создана специальная электронная база инновационных предложений Москвы, куда обычный человек, предприниматель может зайти и разместить свой проект, идею, технологию. Прямо на сайте.
- К сайтам отношение в последнее время достаточно прохладное. Кто их смотрит?
- Павел Свистунов: В каждом департаменте Москвы в ранге заместителя руководителя департамента есть уполномоченный, который обязан просматривать эту базу по поводу поиска новых решений. В любом случае о проекте узнают, и если он интересен городу, то город купит его.
Другое дело, что у авторов идей есть личное представление о ее ценности. Часто ложное. Надо понимать, что сама по себе идея не стоит иногда даже той бумаги, на которой она изложена. Что-то стоит бизнес, который организован на основе этой идеи, или избегаемые издержки, которые она способна компенсировать.
- Николай Силин: Поясню на конкретном примере. Недавно к нам обращался за возможной поддержкой, даже скорее консалтинговой, чем финансовой, один из крупнейших российских вузов, который имеет большой опыт в сфере разработки микроэлектроники. Они провели нас по своим центрам разработок и показали, что разработали очень хорошую систему для проверки опасных компонентов в багаже авиапассажиров. Идею они презентовали на тендерах, проводимых аэропортами. Естественно, все тендеры они благополучно проиграли. А почему? Потому что аэропортам не нужна самая лучшая технология в мире по проверке багажа пассажиров. Аэропортам нужна единая, комплексная и работающая система обработки багажа. И одним из ее элементов является проверка на наличие в нем опасных компонентов. Аэропорт, также как и Московское правительство, интересуется не отдельными технологиями, не способами улучшения или корректировки чего-то, а комплексными решениями той или иной проблемы. А та система, которую они предложили, не решает проблему обработки багажа.
- То есть как мы говорили выше, авторам технологий надо искать партнеров и интегрироваться в решение проблемы, прежде чем идти на Москву?
- Павел Свистунов: Да, совершенно верно. Некий локальный проект, достоверность сведений о котором крайне мала, не интересует Москву. Создаваемая Центром инновационного развития Москвы система — это отчасти попытка научить интегрироваться носителей отдельных идей, проектов, технологий в решение проблемы.
- Давайте поговорим о закупках. В бюджете Москвы есть квота в 5 %. То, как формируется перечень инновационной продукции, вызывает много вопросов. Нет ли идеи как-то модернизировать этот процесс?
- Павел Свистунов: Пять процентов или 60 млрд рублей, или 2 млрд долларов — это действительно мощный стимул развития в городе инновационных производств.
Как формируется перечень инновационных продуктов сейчас? За основу взята федеральная практика, где перечисляются так называемые инновации, хотя это слово мне не нравится. Я склонен использовать термин продукция или услуга с улучшенным свойствами. Тем не менее в перечне есть, например, лампочка светодиодная, или лампочка энергосберегающая, или автомобиль класса «Евро-4».
Такое перечисление, на мой взгляд, — это тупиковое направление, потому что перечень необходимо будет менять каждые пять минут. Но мне, как потребителю, все равно, что светит. Мне важно, чтобы был свет.
Одна из идей, которую мы сейчас продвигаем — это изменение данного перечня с наименований конкретных товарных знаков и продуктов, на перечисление функций требуемой эффективности. То есть мы вставляем в перечень не «энергосберегающую лампочку», а то, сколько электроэнергии она должна потреблять при определенной мощности или световом излучении. Тогда мы получаем действительно некий работающий перечень. Зачем это нужно? Каждый государственный заказчик города Москвы обязан 5 % своего бюджета потратить на продукт из застывшего перечня инновационной продукции. А при том принципе формирования, который я сейчас озвучил, перечень будет живой, с необходимым городу экономическим эффектом.
Кроме того, в августе этого года проведен конкурс, и все предложения в этот перечень будут оцениваться независимыми экспертами на предмет эффективности предложенных решений, в первую очередь, экономической эффективности.
- Может ли сам инноватор выйти с инициативой, чтобы его продукцию внесли в перечень инновационной?
- Павел Свистунов: Сейчас перечень формируется через заявки самих заказчиков, отраслевых департаментов. Департамент здравоохранения говорит, что нам нужны такое-то оборудование, Департамент ЖКХ говорит, что нам нужна уборочная техника и те же самые лампочки. И в перечень все это добавляется. Но мы хотим предусмотреть такую возможность, чтобы эти характеристики инновационной продукции могли изменять и производители. Каким образом? Предлагая продукцию и услуги с более высокими критериями эффективности.
- ОАО «РОСНАНО» очень много говорит о том, что нужен спрос на инновационные продукты, на нанотехнологии и прочее. Как у вас происходит взаимодействие с институтами развития?
- Николай Силин: С ОАО «РОСНАНО» у нас — замечательное взаимодействие. Как только у них появляются готовые продукты и технологии, которые удовлетворяют потребителя, нет никаких проблем. Если компания, проинвестированная ОАО «РОСНАНО», готова поставлять продукцию, которая соответствует необходимым критериям, то добро пожаловать на рынок госзаказа.
Мы с государственными институтами сотрудничаем по многим направлениям, и не только в области госзаказа. Например, 25 % всех компаний, которые локализованы в Технополисе Москвы, — это проекты ОАО «РОСНАНО», в том числе и в области новых материалов.
Мы оказываем поддержку инновационному центру «Сколково» по размещению их резидентов на площадях наших технопарков и технополисов. Кроме того, их проекты пополняют банк городских технологий на нашем портале.
Центр пользуется услугами институтов развития при экспертизе проектов, обсуждаем с ними проблемы создания каких-то специализированных проектов. Например, сейчас обсуждается вопрос по созданию R&D-центра бельгийской компании Imec на площадях Троицкого наноцентра, которая является крупным разработчиком полупроводниковых устройств и технологий.
Мы находимся в партнерских отношениях с «Троицким наноцентром», созданным при поддержке Фонда инфраструктурно-образовательных проектов. Но это несколько иная тема.
- Какие подобные по уникальности идеи Вы могли бы еще озвучить?
- Николай Силин: Обсуждается идея создания биржи временно свободного технологического оборудования. Она может решить две задачи. Первая: повысить интенсивность использования высокотехнологичного и, как правило, дорогостоящего оборудования. Вторая — восстановить технологические цепочки, которые в значительной степени разорваны, и не только в масштабах Москвы, но и в масштабах страны. Часто высокотехнологичные компании не знают, где заказать металлообработку, а то, что находится у них под рукой, их не устраивает. Например, одна из таких компаний, расположенная в г. Зеленограде, не смогла найти того, кто мог бы делать корпуса для микроскопов ближе, чем в Беларуси, хотя находящиеся по соседству предприятия утверждают, что они могли бы это сделать.
- Павел Свистунов: Ранее мы говорили о том, что Москве нужны готовые решения, а не идеи. Но сейчас среди крупных потребителей инноваций появляется спрос на идеи. Недавно мы провели переговоры с Московской объединенной энергетической компанией (МОЭК) на предмет возможного сотрудничества. С ней подписан договор об организации площадки для испытания инновационной продукции. Буквально недавно была запущена для тестирования первая технология Rust grip на площадке МОЭК в рамках данного договора.
- Николай Силин: Результатом встречи с главным инженером было достаточно неожиданное понимание того, что МОЭК готов рассматривать не только проекты, связанные с конкретной технологией продуктов для внедрения у себя, но и проекты на уровне идеи. Они сказали, что мы находимся в некоторой заданной парадигме и часто не видим принципиально иного решения.
Если эта тенденция сохранится, то государственные закупки могут быть сориентированы не на покупку готовой технологии, а на покупку решения. Приведу элементарный пример. Проблема уборки снега в городе. Что можно сделать для ее решения? Нанять больше людей для расчистки тротуаров, можно завалить все реагентами и искать менее вредные реагенты, а можно, как предложил МОЭК, при строительстве прокладывать трубы под тротуарами. И соответственно, мы будем не просто атмосферу нагревать, а нагревать тротуар. Тогда не потребуется его расчистки. Соответственно, в этой ситуации речь идет о том, что мы ведем поиск не среди тех, кто поставляет наиболее эффективные средства таяния снега, а среди тех, кто предложит наиболее интересную идею. Но не фантастическую, а экономически обоснованную и имеющую примеры практической реализации. Это общая картина того, как выглядит наш подход в поддержке инновационных проектов.