Предполагалось, что российские бизнесмены и удачливые выпускники российских вузов начнут формировать эндаумент-фонды своих Alma Mater. Повального увлечения идеей не произошло. К настоящему времени в России работают около 40 вузовских эндаумент-фондов, чей общий капитал, по информации, представленной в открытых источниках, не превышает 10 млрд рублей. И хотя, по оценкам экспертов, в ближайшее время в них может быть аккумулировано еще около 3 млрд рублей, возникает много вопросов насчет реального роста этого специфического рынка. Тем более, что всплеск интереса к этой теме вызван появлением Сколковского института и его эндаумент-фонда, в который предполагается собрать в течение трех лет $1 млрд, что в целом может перекрыть обещанный рост рынка.
Фактическая средняя доходность инвестиций эндаументов
История фондов целевого капитала
Мировая практика фондов целевого капитала насчитывает более чем 500-летнюю историю. Первым аналогом современных эндаументов можно считать пожертвования бабушки английского короля Генри VIII, которые она сделала на создание кафедр богословия в университетах Оксфорде и Кембридже. В США начало эндаументов можно отнести к завещанию четырех выпускников небольшого участка земли Гарвардскому университету. Сейчас там находится университетская библиотека Уайднер. Наиболее известный международный эндаумент-фонд – Нобелевский – создан в конце XIX в. В соответствии с завещанием Альфреда Нобеля средства, вырученные от продажи его собственности, должны были быть вложены в надежные ценные бумаги, а премии ученым выдавались бы с процентов от прибыли. На момент смерти Нобеля его состояние оценивалось в современных ценах примерно в $212 млн, сегодня же активы Нобелевского фонда превышают $500 млн. Этого вполне достаточно, чтобы ежегодно выдавать каждому лауреату Нобелевской премии не менее $1 млн.
Широкое распространение фонды целевого капитала получили в тех странах, где исторически отсутствует государственная поддержка образования, науки и культуры, а национальные традиции поощряют частную благотворительность.
В России аналоги современных эндаумент-фондов существовали с 1770 г. в форме «вечного капитала» – банковского вклада, процентами по которому покрывались текущие расходы на тот или иной благотворительный проект. Отметим, что самый ранний предшественник МГИМО – Лазаревский институт восточных языков (основан в 1815 г., в 1921 г. преобразован в Московский институт востоковедения, который в 1954 г. вошел в состав МГИМО) – создан на пожертвования армянских купцов.
|
Ситников А.Ю.
(«Сколково»):
"5 лет назад никто не был готов давать деньги в эндаументы вузов. Сейчас ситуация меняется, университеты растут, у них появляется история успеха. И к этому успеху могут присоединиться. К неудачникам – никогда. Но далее возникает еще один вопрос – что первично: деньги или исследования? Мы часто говорим, что не хватает денег на исследования. Но когда появляются деньги, оказывается, что нет программ исследований".
|
Опыт США
У 80 университетов США размер капитала эндаумента превышает миллиард долларов. Следует отметить, что в 2008 г. у лидера – Гарвардского университета – он составлял $36 млрд.
Долгосрочная среднегодовая доходность инвестиций эндаумент-фондов составляет около 7-12 % годовых, размер выплат на основные цели деятельности фонда – около 5 % (от суммы его активов), примерно половина доходов реинвестируется. Часть реинвестируемых доходов поглощается инфляцией, что при эффективном управлении целевым капиталом обеспечивает годовой прирост активов в пределах 4-5 % в реальном выражении.
В результате фонды Принстона и Стэнфорда обеспечивают до $500 млн ежегодного финансирования этих университетов. В целом же средства эндаументов приносят западным вузам до 40-50 % годового дохода, то есть являются важнейшим источником финансирования текущих нужд университета.
Проблемы российского фандрайзинга
Правовая база деятельности фондов целевого капитала
Предполагается, что в России эндаумент-фонды вузов станут некой подушкой безопасности для образовательных учреждений. И это отчасти верно. Другое дело, что небольшие, провинциальные университеты и институты вряд ли могут рассчитывать на это.
Дело в том, что на исследовательские и образовательные проекты, оперативную деятельность вузы могут направлять только прибыль с тех средств, которые аккумулированы в фонде. То есть не более 10 % в год. С учетом вечной бедности, необходимости оплачивать насущные нужды ректору небольшого и бедного вуза легче потратить все средства сразу, а не оставлять все своему приемнику.
Второй момент. У небольших вузов нет «золотого капитала» – успешных и финансово состоявшихся выпускников, то есть потенциальных доноров. Конечно, нельзя говорить, что его нет совсем, просто его явно недостаточно для формирования жизнеспособного фонда. Решить эту проблему можно за счет активной работы с бизнесом, отечественным богатым классом и даже иностранцами. Но здесь возникает проблема содержания эффективной команды. А закон о Фондах целевого капитала фактически сводит на нет эту возможность.
Действительно, для расходов на сбор средств в фонд можно направлять не более 5 % от собранных средств и 10-15 % от прибыли, которую может принести управляющая компания, в чье доверительное управление были переданы собранные в фонд средства. То есть не более 10 % от денежных средств и не более 15 % от управления недвижимым имуществом.
Совершенно нетрудно оценить, что, например, при аккумуляции 50 млн рублей, команда, занимающаяся фандрайзингом, может получить на свое существование от 2,5 до 3,2 млн рублей. Последняя цифра может появиться, если прибыль от доверительного управления составила 15 %.
50 млн рублей может показаться не такой уж большой цифрой. Но если проанализировать деятельность наиболее успешных российских эндаументов, то окажется, что это не так и мало. К примеру, замыкающий первую десятку самых крупных российских образовательных эндаументов – Фонд целевого капитала Государственного университета – Высшая школа экономики составляет около 70 млн рублей (газета «Ведомости», Форум Доноров).
Такие средства не позволят содержать профессиональную команду «бессовестных и рутинных» менеджеров, которые бы изо дня в день прорабатывали базу потенциальных доноров. На самом деле – это затратный и длительный процесс. Поэтому многие фонды, в которые при их создании благодаря личным знакомствам ректоров, таким же личным соображением так называемых олигархов или при реализации определенного проекта удалось привлечь существенную сумму, впоследствии не показывают никакого роста. Потому что не ведется «простая», менеджерская работа с «холодными звонками».
И для ее решения, в существующих нормативно-правовых условиях, у ректоров есть два пути. Первый – посадить команду менеджеров на бюджетную зарплату и ждать, что «бюджетники» могут убедить бизнесменов и просто богатых людей дать денеги вузу. Вернее – в фонд. А еще вернее – не только деньги, но и ценные бумаги, недвижимость.
Второй путь – попробовать привлечь в качестве менеджеров людей, у которых есть идеи, связи, знакомства и которые могут позволить себе, благодаря статусу и финансовой независимости, положению, работать на свою идею.
Можно ли это сделать? Можно. В принципе тот же сколковский эндаумент – яркий пример. Здесь есть идея, есть потенциал, есть государственная задача. И продвигается проект на должном уровне. Редкая исследовательско-образовательная структура может себе это позволить.
|
Зельман В.Л.
(университет Южной
Калифорнии):
"Обычно ученые с мировым именем, со своей историей успеха работают по программам, финансируемым из эндаументов".
|
Для чего же нужен эндаумент вузу
Для вуза, который живет только сегодняшним днем и специализируется на заочно-вечернем образовании, скорее всего, эта тема не интересна. Интереснее она для тех, кто ведет исследования, рассчитывает в своей деятельности на участие в международной научной и образовательной деятельности, продвигает свои услуги в государственных проектах.
Первое о чем свидетельствует наличие эндаумента в вузе – это наличие успешных выпускников. А успех во многом определяется уровнем профессионализма и связей, которые налаживаются со студенческой скамьи.
Второе – эндаумент-фонд может быть свидетельством успешного сотрудничества вуза с бизнесом. На то фонд целевой, что в ряде случаев его формирование может быть связано не просто с оперативной деятельностью института, а с определенными проектами.
Третье. Наличие эндаумента – это серьезный сигнал для потенциальных иностранных партнеров вуза, который свидетельствует о стабильности и гарантиях. Для них это может оказаться решающим фактором при выборе партнера. В том числе, если речь идет о привлечении в вуз профессора с мировым именем, с мировыми научными и исследовательскими работами, с высококлассной командой.
Четвертое. Вузовский эндаумент – это также сигнал для государства и государственных инфраструктурных институтов. Сегодня эффективность работы вуза во многом оценивается по таким критериям, как взаимодействие с бизнесом, с иностранными партнерами. И наличие эндаумент-фондов – это один из важнейших показателей такой деятельности.
Пятое. Эндаумент-фонд – это дополнительное финансирование вузовской деятельности. На последнее место мы поставили этот пункт не случайно. Так как для многих вузов, даже входящих в первую десятку по объемам средств, в ближайшее время речь пойдет не о столь уж существенных средствах.
|
Хархордин О.В.
(Европейский университет в Санкт-Петербурге):
"Если вы работаете с иностранными потенциальными донорами, то необходимо понимать, что иностранцы за последние 15-20 лет устали от разговоров о спасении России. Поэтому если был успех на международном уровне, надо уйти от российских проблем, сконцентрироваться на международных, глобальных проблемах. Тогда мы добьемся успеха".
|
Выводы. Больше коммерциализации
То, что эндаумент-фонды созданы и развиваются – это хорошо. Это объективный критерий при оценке качества преподавания в вузах. Есть эндаумент-фонд, значит это вуз, учась в котором можно получить настолько хорошее образование, что впоследствии, в ходе трудовой деятельности, появятся материальные излишки, которые захочется отдать своей Alma Mater. Эндаумент-фонд – это объективный критерий и для оценки качества научно-исследовательской деятельности, которая ведется в вузе. И поэтому в ближайшем будущем фандрайзинг создаст объективный рейтинг вузов, выявит как отстающие и бесперспективные образовательный учреждения, так и явных лидеров. И об этом стоит задуматься.
Другое дело, что для привлечения в этот бизнес по-настоящему эффективных команд необходимо хотя бы на первом этапе создать более лояльные условия для финансирования оперативной деятельности по сбору средств. Вполне возможно, что на содержание команды, хотя бы в течение первых трех-пяти лет, было бы целесообразно направлять до 25 % собранных пожертвований. Впоследствии этот процент можно уменьшить до существующих 5 % или свести к нулю.
Второе. Есть смысл при формировании первичного ядра фонда создать более либеральные налоговые преференции и льготы для донора. Причем сделать этот необходимо как для физических, так и для юридических лиц.