За четверть века реформ, когда не было крупных революций вестественных науках, но произошло гигантское развитие технологий на основе предыдущих научных достижений, Россия, занимая лидирующие позиции по
очень многим передовым технологи ям, практически оказалась на обочине мирового прогресса. В результате в том числе и внутренний российский рынок высоких технологий захвачен западными компаниями.
«Сегодня главная проблема науки заключается не столько в том, что она попрежнему недостаточно финансируется, сколько в том, что мы попрежнему имеем ситуацию, когда наши научные результаты даже там,
где мы сохранили лидирующее положение, не востребованы экономикой и обществом. Появляются такие теории: раз они не востребованы, может быть, нам и наука не нужна?» — отмечает Ж.И. Алферов.
Сегодня очень важно, чтобы наука стала востребованной экономикой и обществом. Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил важную задачу: к 2020 году мы должны иметь 25 млн
рабочих мест в секторе высоких технологий. Это задача не только для бизнеса, это задача для науки и образования, потому что решить ее можно, только развивая собственные научные исследования, продвигая их на практике.
«Приведу вам простой пример. Как вы знаете, после вступления в ВТО мы не имеем права оказывать прямую поддержку отраслям промышленности и сельскому хозяйству, но, между прочим, никаких ограничений на поддержку научных исследований в этих областях нет, и правильная работа, в том числе инашего бюджетного комитета, дает возможность в этом случае оказывать реальную поддержку наиболее перспективным направлениям», — сказал Жорес Алферов.
Сегодня часто ведется дискуссия: противопоставляются Российская академия наук и вузовская наука. Нужно сказать, что еще Петром I академия создавалась и как собрание выдающих ученых, и как академия со своими лабораториями, музеями и экспедициями, и как академия, которая имела свой академический университет, первый университет в России, и академическую гимназию. Эти традиции академия сохраняла все эти годы, и когда сегодня противопоставляют науку в университетах и науку в академии наук — это работа, направленная против развития науки и образования в стране.
Академия наук сохранила свой научный потенциал несмотря на значительные потери, утечку мозгов, появившийся разрыв поколений.
Когда-то в очень тяжелые первые послевоенные годы, когда полстраны лежало в руинах, наука стала престижной, ее развивали не только для того, чтобы сделать атомную бомбу. И шли в науку не только потому, что это интересно и важно. Шли в науку ипотому, что была хорошая зарплата.
«Приоритет и престиж науки должен самым активным образом поддерживаться Госдумой. Сегодня это очень важно для нашей страны, для возрождения ее экономики и для того, чтобы наука стала понастоящему востребованной», - подчеркнул Ж.И. Алферов.