Системное внедрение технологических инноваций и выработка инновационных подходов к формированию новой экономики могут сыграть решающую роль в решении ключевых задач современной России: от ликвидации перегрузки городских транспортных сетей, формирования комфортной среды обитания, увеличения прозрачности предоставляемых государственных услуг до повышения доступности здравоохранения и развития системы образования. Все новаторские решения труднореализуемы, так как их внедрение требует создания новых моделей взаимодействия государства и частной экономики.
Какие практические меры помогут ускорить внедрение необходимых стране эффективных умных решений? Какие регионы могут стать драйвером новой экономики? Эти и другие вопросы, касающиеся создания умной экономики города, были обсуждены участниками панельной сессии Петербургского международного экономического форума.
Как отмечает председатель Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Нарышкин, умная экономика представляет прорывные инновационные решения, направленные на развитие всех секторов экономики и, прежде всего, на те секторы, которые влияют на жизнь граждан: здравоохранение, образование, транспортная и коммунальная инфраструктуры, оказание государственных и муниципальных услуг.
Для примера состоявшего умного города был приведен г. Эйндховен. Это центр развития инженерных и электронных технологий, имеющий признание самого интеллектуального города в мире. Расцвету города способствовало основание здесь компании «Филипс» (Philips), от которой откололось несколько дочерних фирм и открылось много других компаний, специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции. По словам мэра г. Эйндховена (Нидерланды) Роба ван Гейзела, в городе создаются условия для развития высокотехнологичного производства, и за последние 10 лет городу удалось увеличить рабочие места. Дополнительные места обеспечивают те активы, которые позволяют строить инновационное городское хозяйство и экономику региона.
«Высокоразвитая экономика должна находить решения для сложнейших проблем, стоящих перед нами. Мы должны изменить продовольственную систему, систему обеспечения продовольственной безопасности, систему обеспечения водой, техникой, энергией, мобильную систему, систему безопасности и надежности в целом. Город должен быть энергоэффективным, использовать минимальное количество энергии. И важнейшим условием данных изменений и в целом трансформации экономики на инновационные рельсы является использование эффективных технологий», — отмечает Роб ван Гейзел.
Важная составляющая умного города — управление городским хозяйством. Число населения увеличивается, и город должен обеспечивать каждому жителю услуги на высоте требований населения, чтобы всегда была возможность получить доступ к ним без бюрократических проволочек, суеты. Умный город — это город, где удобно жить.
Безусловно, колоссальные изменения инфраструктуры города и их эффективное функционирование невозможны без инноваций. Главный редактор журнала «Эксперт», генеральный директор ЗАО «Медиахолдинг Эксперт» Валерий Фадеев отмечает, что в России управление городов находится в архаичном состоянии. К примеру, важнейший аспект в управлении города — это состояние жилищно-коммунального хозяйства. В России о ЖКХ многие говорят, как о черной дыре, в которое нужно инвестировать 9 трлн руб. Но в тоже время, эта сфера — зона развития, требующая инвестирования денег, модернизации хозяйства на основе самых лучших достижений и инноваций. И сегодня существует единственный путь развития и решения проблемы российского ЖКХ — это инвестирование частного бизнеса. Модернизировать и стабилизировать отрасль ЖКХ невозможно без перехода на долгосрочные тарифы. И инвестирование возможно только в том случае, когда между частным бизнесом и государством будет некая договоренность о переходе на долгосрочные тарифы.
Самые лучшие умные города — это те, которые имеют
сбалансированный инвестиционный портфель
между физической инфраструктурой и информационными технологиями.
Необходимо создавать условия развития как для
обрабатывающей промышленности,
так и для информационных технологий.
Интернетизация и IT-технологии в формировании умной экономики
Одной из концепций в формировании умной экономики является всеобщая интернетизация. «Это будет четвертое поколение Интернета. И любое приспособленное для этого — устройство, смартфон, компьютер, любой планшет, любой телевизор — сможет получить доступ к любой информации, в любой точке мира, и каждый гражданин будет иметь ту ли иную систему подключения к Интернету. «Это позволит сгенерировать, как мы считаем, с точки зрения бизнеса, 14 триллионов долларов прибыли в ближайшие 10 лет», — отмечает председатель правления, главный исполнительный директор Cisco Systems Джон Чемберс. — Главы министерств и каждый член кабинета должен понимать, какое влияние могут оказать на их работу цифровые технологии. Для того чтобы повысить эффективность использования IT-технологий, нужно поменять систему образования, здравоохранения, транспортные услуги, и еще важное условие — необходимо изменить корпоративную культуру. Новое поколение должно иметь доступ с любой вещи, смартфона к электронной услуге.
Старший вице-президент IBM Corporation Бруно Ди Лео указал важные аспекты, которые могут стать уроками для инновационного развития российских регионов. Он сообщил, что самые лучшие умные города — это те, которые имеют сбалансированный инвестиционный портфель между физической инфраструктурой и информационными технологиями. Лидеры, формирующие рынок, обычно делают упор на железо, дороги, дома, то есть в физические объекты вкладывают больше инвестиций. Но нельзя забывать о мощи сетевых и информационных технологий. Необходимо создавать условия развития как для обрабатывающей промышленности, так и для информационных технологий. Образование также нуждается в инвестициях, так как сфере информационных технологий требуются квалифицированные кадры. Таким образом, одним из первостепенных уроков инновационного развития российских регионов могут стать выработанные модели взаимодействия частной собственности и государства.
О роли развития российской экономики на основе использования информационных технологий рассказал министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров. В 2012 году Президент РФ поставил очень важную задачу — к 2018 году 70 % граждан (100 млн чел.) должны получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Основное преимущество использования электронных сервисов — экономия производственного времени, которое, в свою очередь, можно потратить на образование, здоровье, общение с семьей, творчество и т.д.
В планах расширения электронных услуг ведется работа по получению электронной идентификации человека. «Обычный бумажный паспорт в электронной среде не предъявишь, поэтому сейчас нашей целью является помочь пользователям не больше, чем за три минуты иметь возможность использовать услуги в электронном виде, к примеру, с помощью мобильного телефона (смс-сообщений). Конечная перспективная цель — это переход на электронную идентификационную карту. В настоящее время мы с коллегами ведем дискуссию о необходимости отказа от бумажного варианта паспорта на электронную версию. Мы считаем, что это будет сделано уже в 2015 году.
Во избежание очередей в офисах госструктур, суеты при подаче какого-либо заявления, жителям предоставляется альтернатива — заполнение заявления в электронном виде и получение уведомления о результате также в электронной форме. В исключительных случаях, к примеру, получение паспорта, автомобильных номеров, мы предлагаем использовать максимальную инфраструктуру доставки Почтой России. Считаем, что это нововведение упростит процедуру получения услуг». Также ведется работа по уменьшению разрыва в доступе к Интернету и к современным банковским услугам (использование банковской карточки). Сегодня банковская карточка — ежедневный инструмент для совершения платежей. Но, к сожалению, не все население нашей страны пользуется данной услугой. Для сокращения этого разрыва планируется внести многочисленные изменения в законы РФ.
Высокотехнологичное здравоохранение требует внесения крупных инвестиций
Один из секторов, который влияет на качество жизни — это современное здравоохранение. По словам Дениса Буцаева, генерального директора ООО «ПЭТ-Технолоджи», сегодня высокотехнологичная медицина является дорогостоящей, так как для запуска того или иного проекта требуются крупные инвестиции. Дорогостоящая с точки зрения оказания медицинской помощи, она менее общедоступна для населения или вообще недоступна. Отрыв России в оказании медицинской высокотехнологичной помощи от развитых стран огромный — в 10 и более раз от США и стран Европы.
На вопрос Сергея Нарышкина — что может сделать частный бизнес вместе с региональной властью в развитии высокотехнологичной медицинской помощи — Денис Буцаев ответил, что государство практически освободило от налогов сферу здравоохранения, где налогообложение является самым низким, скорее всего, даже в мире. Но при этом государство не принимает долгосрочных тарифов. Большинство регионов принимают волевые решения, разделяя риски частных инвесторов. Госучреждения субъектов РФ разрабатывают тарифы самостоятельно, исходя из стандартов, которые есть на федеральном уровне. Если будет разрешение бюджетирования на долгосрочных основах, то частный бизнес сможет сделать все то, что государство хотело сделать за последние 5-7 лет.
Когда мы говорим об оказании высокотехнологичной помощи, здесь возникает вопрос о технологиях. Россия обладает базовыми технологиями, мы знаем, как делать реактор, ускоритель, циклотрон, синхротрон, мы не умеем это делать в прикладном виде, не умеем это доводить до медицинского изделия. И этому мешает неразвитость сферы. Когда запускается проект, в котором присутствует 10 ускорителей, мы понимаем, что это становится толчком развития производственной базы на территории России, что, в свою очередь, снижает стоимость оборудования, которая в высоких технологиях занимает до 70 % от общего объема инвестиций.
Завершая панельную сессию, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау отметил, что привлекая инновационный бизнес, строя инновационное будущее регионов, необходимо понимать, что сейчас основной сферой конкуренции является наличие творческого и интеллектуального потенциалов, а не дешевого труда. Все больше стирается разница между материальным результатом труда и цифровым. Новая структура для национальной и региональной экономики — это сближение physical и digital.
О здоровых амбициях
В качестве итоговых замечаний к теме инновационного развития России хотелось бы обсудить мнение Андрея Фурсенко, советника Президента РФ. В частности он отметил, что многие бизнесмены, несмотря на свой потенциал, не хотят идти на глобальный рынок. Они достигают своего личного благополучия и на этом останавливаются, отказываются развиваться и ставить перед собой более амбициозные задачи. На самом деле эта тенденция, подмеченная Андреем Фурсенко, имеет несколько важных составляющих. Первая — действительно ли у наших бизнесменов есть возможность выйти на мировой рынок, заниматься инновациями?
Скорее всего, таковых в стране вообще единицы, и даже обладая высокими технологиями, Россия просто не может выйти на новый уровень исключительно из-за кадрового дефицита. Второй момент — если все упирается в амбиции, которых нет, то каковы механизмы стимулирования их появления? Как спровоцировать человека, у которого цель — удовлетворение своих физиологических потребностей, стремится к расширению горизонтов? Поэтому пока в стране делается упор на инфраструктуру, «железо» и господдержку, ничего не получится. Ни один проект не будет работать.
И еще один момент. В России действительно очень мало людей, которые умеют заниматься бизнесом. Бизнес — это не только создание продукта. Это его продвижение, создание спроса, борьба с конкурентами. Представители традиционных отраслей эти задачи решать просто не в состоянии. Креативных людей мало, и они бедные. Связи и нетворкинг у нас перманентно разваливаются в связи с ориентацией всего на государство и чиновников.
Поэтому проблем много. И еще больше их становится в связи с завышенными ожиданиями от умной экономики.
Чубайс А.Б.,
председатель Правления ОАО «РОСНАНО»:
Умная Россия — это Россия инновационных регионов. Те регионы, которые по-настоящему движутся вперед, меняют отраслевую структуру, создают инновационную экономику, безусловно, становятся инновационными лидерами. Одним из признанных лидеров в сфере использования IT технологий является Республика Татарстан с проектом «Иннополис». Мне кажется, что все, что происходит здесь, выходит далеко за пределы республики и имеет принципиальное значение для всей страны. Сегодня информационные технологии, разработанные в Татарстане, используются по всей России.
На северо-западе нашей страны также есть удивительный инновационный бизнес, в том числе в сфере микроэлектроники. Мы гордимся, что в Москве мы ввели первое в России производство микрочипов с размерами 90 нанометров. А в г. Калиниграде частный бизнес ввел в действие электронную фабрику мирового класса, которая производит нанокомпоненты с диапазоном 65 нанометров от стадии корпусирования и дальше. Важно отметить, что сегодня не очень заметное соревнование между регионами, которые сейчас считаются невидимыми, непередовыми, является правильным, с той точки зрения, что через 10 лет они могут состояться как инновационные регионы.
Никифоров Н.А.,
министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
В 2012 году Президент РФ поставил очень важную задачу — к 2018 году 70 % граждан (100 млн чел.) должны получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Основное преимущество использования электронных сервисов — экономия производственного времени, которое, в свою очередь, можно потратить на образование, здоровье, общение с семьей, творчество и т.д.
В планах расширения электронных услуг ведется работа по получению электронной идентификации человека. «Обычный бумажный паспорт в электронной среде не предъявишь, поэтому сейчас нашей целью является помочь пользователям не больше, чем за три минуты иметь возможность использовать услуги в электронном виде, к примеру, с помощью мобильного телефона (смс-сообщений). Конечная перспективная цель — это переход на электронную идентификационную карту.
При подготовке статьи использовались материалы с сайта www.forumspb.com/ru.
Источник: журнал «Нанотехнологии Экология Производство»