в социальных сетях:
Колесо в венчурном финансировании изобретено, нужна российская шина
Вы здесь
Еще пару лет назад инновационной компании в России было чрезвычайно сложно получить капитал. Весь инвестиционный капитал, нацеленный на непубличные компании, шел в private equity – прямое инвестирование в компании поздних стадий. В России таковыми в основном были не технологические проекты, а бизнес, ориентированный на потребительский рынок. Однако сейчас прямо на глазах происходят положительные перемены: быстрыми темпами создается инновационная инфраструктура, и получение отечественного финансирования становится реальностью.
Баганов Артур,
генеральный директор
Global TechInnovations, управляющий директор Фонда посевного финансирования Microsoft
Государство очень много вложило усилий и финансов в строительство венчурной индустрии, и хотя строить дом начали сразу со второго этажа, что оказалось не столь эффективным, как ожидалось, быстро поняли, что нужен механизм выращивания инновационных проектов на самых ранних стадиях. Бизнес-ангельское движение сильно запаздывало с развитием. Но сейчас создается все больше посевных фондов, и это может стабилизировать многоэтажное здание инвестиционных потоков. Ведь сначала проекты финансируют именно посевные фонды и бизнес-ангелы, и уже только затем за них берутся венчурные фонды.
Сейчас на западе наступил период выживания стартапов. Компании, которые хотят получить инвестиции, должны иметь готовый продукт, а не только идею с хорошей командой. Нужна работающая бизнес-модель, которая приносит деньги. Никто сейчас не станет вкладываться в проект, не приносящий доходы. Кроме того, продукт должен быть настолько востребованным, чтобы потребители были готовы за него платить. Даже если бизнес-модель очень хорошо продумана, но продукт больше не является жизненно необходимым, такая компания мало интересует инвестора.
На данный момент разница между инновационным сектором в США и в России настолько существенна, что сравнивать эти страны просто нельзя. Безусловно, в России всегда были хорошие идеи, разработки и технологии. Однако нужно учитывать и то, что между разработкой и стартапом лежит огромная пропасть. Сейчас уже практически не возникает вопрос о том, возможно ли на основе той или иной гениальной технологии сделать компанию. Самый большой вопрос в том, что для успешного проекта необходим не только хороший продукт, но и команда, способная вывести его на рынок. А с этим до сих пор проблема: инноваторов много, профессиональных предпринимателей и маркетологов мало. До сих пор по-настоящему недостает грамотного инновационного менеджмента. Безусловно, специалисты имеются, но их еще очень и очень мало. Нет также большого опыта работы на крупных международных рынках — в США, Европе.
В этом смысле опыт международных экспертов был бы для России особенно полезен. Исходя из собственного 20-летнего опыта работы в инновационной и венчурной сфере в США, могу сказать, что там уже успели «набить много шишек», и международная экспертиза могла бы помочь избежать их в России. Однако при формировании и развитии инновационной экономики многое будет зависеть от национальной специфики, и транслировать американский опыт можно, лишь учитывая его полностью. Изобретать колесо в венчурном инвестировании не потребуется — оно уже изобретено, но над специальной шиной для «российских дорог» поработать придется.
Источник: журнал «Нанотехнологии Экология Производство», №5 (12), сентябрь, 2012
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Разделы статей
- Авиация и космос (6)
- Безопасность (7)
- Бизнес-консалтинг (1)
- Биотехнологии и медицина (12)
- Власть (16)
- Добыча полезных ископаемых (3)
- ЖКХ (1)
- Инжиниринг (9)
- Инновационная инфраструктура (43)
- Интеллектуальная собственность (20)
- ИТ, телекоммуникации, связь (10)
- Машиностроение (2)
- Металлургия и металлообработка (1)
- Микро(нано)электроника (2)
- Нанотехнологии (42)
- Новые материалы (7)
- Оборудование и приборостроение (5)
- Обработка поверхности и покрытия (4)
- Образование (12)
- Пищевая отрасль (1)
- Стандартизация и метрология (7)
- Строительство (1)
- Текстильная промышленность (1)
- Транспорт (1)
- Управление рисками (8)
- Фармацевтика (6)
- Финансы и менеджмент (2)
- ЦКП и центры НИОКР (16)
- Экология (2)
- Энергетика и энергоэффективность (6)
- Ядерные технологии (1)
Вход для пользователей
Поиск по порталу в Яндексе
Супермаркет инноваций
Регионы
Статистика
- 1431 компания
- 160 продукции
- 136 услуг
- 49 проектов