Инновации могут стать для экономики равноценной нефтезамещающей сферой. Отдельные регионы уже идут по пути такой трансформации. В Республике Мордовия инкубатор для новаций сформирован по всем кластерным принципам, причем новации здесь генерируются не ради новаций — проекты внедряются в сферах, действительно нуждающихся в обновлении. Такой эффект стал возможен благодаря концепции региональной власти, ориентированной на то, что экономическое доминирование все больше зависит сегодня от инноватики региона.
Основные нормативные акты Республики Мордовия, обеспечивающие развитие инновационной деятельности
Развитие по опережающему сценарию создает не только материальное производство и даже не концентрацию финансов, а интеллект и новации, — считают в республиканском Правительстве. Потому в регионе активно создаются элементы инновационной экономики, действует инфраструктурный Фонд венчурных (высокорискованных) инвестиций с высоким уровнем капитализации. Также работает фонд смешанных инвестиций, финансирующий «состоявшийся» бизнес. Кроме того, создан республиканский нанотехнологический центр, реализующий, в частности, проекты при поддержке «РОСНАНО».
В Республике Мордовия для поддержки инновационной деятельности принят ряд нормативных актов и поправок к ним. Если проанализировать действующие нормативно-правовые акты, можно сделать вывод о том, что основным механизмом стимулирования инновационной активности в республике является послабление налогового бремени. Помимо налоговых льгот в регионе широко используются инструменты госзаказа и субсидирования НИОКР, ежегодно проводятся различные конкурсы в целях поощрения новаторской и изобретательской деятельности. Кроме того, проводится ежегодный форум «Бизнес-Мордовия», одной из целей которого является представление инновационных проектов потенциальным инвесторам — бизнес-ангелам.
Инновации приходят и в энергокластер, жилищно-коммунальную сферу, тесно связаны они и с инфраструктурными инициативами. В текущем году будут выполнены мероприятия по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры относительно ряда территорий — в Чамзинском, Кадошкинском, Ковылкинском, Теньгушевском, Б.Березниковском муниципальных районах. Объем инвестиций, запланированный на это направление, составляет более 61 млн руб.
Что касается реализации Республиканской целевой программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства» на 2011-2015 годы, то в 2012 году реализованы мероприятия на общую сумму 22,8 млн рублей. Благодаря этому осуществлены такие проекты, как Строительство модульной котельной и теплотрассы к объектам социального назначения в с. Атюрьево Атюрьевского муниципального района, строительство модульных котельных и реконструкция теплотрасс в г. Ковылкино Ковылкинского муниципального района, строительство линий электропередачи в с. Ст. Шайгово Старошайговского муниципального района, реконструкция системы теплоснабжения в п. Чамзинка Чамзинского муниципального района, строительство линий электропередачи в п. Чамзинка Чамзинского муниципального района.
В республике за последние 5 лет не произошло ни одной крупной аварии на объектах жизнеобеспечения. Ведется существенная работа по модернизации и реконструкции инженерной коммунальной инфраструктуры — с применением передовых энергосберегающих технологий.
Конечно, по-прежнему силен фактор критики в отношении системы управления ЖКХ. Только за 2012 год в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поступило 444 обращения, это на 151 обращение больше, чем в 2011 году. Причем серьезная часть обращений связана с проблемами износа основных фондов — инженерной инфраструктуры, зданий и сооружений, несмотря на динамику реконструкции отрасли с этой точки зрения. Именно поэтому разрабатываются новые проекты, способные обеспечивать дальнейшее развитие комплекса в формате инноваций.
Учитывая недостаточное количество бюджетных средств, выделяемых на модернизацию и реконструкцию отрасли, проводится работа по привлечению в отрасль частных инвесторов на принципах государственно-частного партнерства.
Так, на условиях государственно-частного партнерства в 2009-2012 гг. осуществлен ряд мероприятий по модернизации системы теплоснабжения в Рузаевском, Лямбирском, Чамзинском, Кадошкинском районах. Со стороны частных инвесторов на реконструкцию системы теплоснабжения вложено более 21 млн руб., такая же сумма выделена из бюджета.
Причем, надо отметить, бизнес проявляет со своей стороны определенный интерес к вложению средств в коммунальный сектор.
При привлечении инвестиций инвесторам из республиканского бюджета предоставляются бюджетные субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) котельных или модернизации теплотехнического оборудования. В 2012 году эта сумма составила 4,6 млн рублей.
В качестве крупного инвестора в республику привлечена немецкая фирма Remondis. В настоящее время предприятие осуществляет раздельный сбор и вывоз мусора в г.о. Саранска, Лямбирском муниципальном районе. Активно прорабатывается вопрос по вхождению данной компании и в другие муниципальные образования. В ближайшей перспективе — строительство мусороперерабатывающего комплекса с производством альтернативного топлива в г. о. Саранска и создание современной системы обращения с твердыми бытовыми отходами в целом по республике со строительством современных полигонов по захоронению твердых бытовых отходов и мусороперегрузочных станций.
Для продвижения политики энергоэффективности ведется работа по оснащению приборами учета потребления энергоресурсов. Обеспечение приборами учета характеризуется следующими цифрами: оснащенность общедомовыми приборами — более 96 %, индивидуальными приборами учета — более 71 %. До 1 июля текущего года поставлена задача полностью завершить работу в этой сфере.
Следующим шагом станет внедрение автоматизированной системы коммерческого учета потребления энергоресурсов (АСКУПЭ). В г. о. Саранска данная работа ведется уже несколько лет. Значительная часть работ уже выполнена. В настоящее время система работает в тестовом режиме. В г. Саранске создано предприятие, на базе которого происходит внедрение АСКУПЭ, и центральный диспетчерский пункт. Ведется подготовка проектной документации для реализации данного проекта в муниципальных образованиях республики.
Ожидаемый эффект от внедрения АСКУПЭ оценивается в общем снижении оплаты за энергоресурсы в размере 10-15 % от существующих значений.