в социальных сетях:
Один из самых известных проектов, связанных с суперкомпьютерами — IBM Watson — подошел к очередному серьезному этапу. Создатели переориентируют проект: вся мощь «интеллекта» Watson теперь будет доступна из «облака», и воспользоваться этим, при должных умениях и желаниях, смогут самые разные стартапы.
SK Review обратился в научно-технический центр IBM, работающий в Сколково, и выяснил, как стартапы смогут использовать платформу IBM, и что же все-таки скрывается за именем Watson. Первое, о чем стоит сказать Watson — это уже не программно-аппаратный комплекс, не суперкомпьютер, а доступная из «облака» интеллектуальная система, способная понимать вопросы и выдавать ответы на основе анализа огромнейшей базы данных.
В начале 2014 года IBM объявила о создании специального подразделения для коммерциализации системы Watson под названием IBM Watson Group. Согласно официальным данным, оно займется разработкой облачных когнитивных приложений и сервисов, ориентированных на корпоративных пользователей. Вложения IBM в этот бизнес составят 1 млрд долларов, часть из этой суммы пойдет на финансирование компаний-стартапов, разрабатывающих приложения для облачной платформы Watson.
Что такое Watson
Watson — это система, основной фокус которой направлен на обработку текста, извлечение смысловой информации из текста и ответы на вопросы. Эта задача тоже требует серьезных вычислительных мощностей, но, при этом, Watson может работать на достаточно скромном по современным меркам суперкомпьютере.
бы называла это сложной программой или даже комплексом программ. Для работы Watson нужен сложный, сильный компьютер. Пока эту систему не запустить на лэптопе. Но через 10 лет — запросто, даже через пять. Уже сегодня мы можем пользоваться мощностью Watson посредством облака. Можно зайти в браузер хоть с компьютера, хоть с iPad, и оказаться на веб-странице, которую с той стороны обслуживает IBM Watson, и задать ему вопрос», — рассказала SK Review руководитель направления высокопроизводительных вычислений научно-технического центра IBM Ирина Федулова.
Разработка Watson началась в недрах исследовательского подразделения IBM в 2006 году. Свое имя система получила неспроста: ее назвали в честь основателя IBM Томаса Уотсона.
Поначалу была попытка разработать некую экспертную систему, которая отвечала бы на вопросы, рассказала Ирина Федулова. Потом стало понятно, что у этой системы есть перспективное будущее. Система Watson поначалу успешно участвовала в научных конкурсах для таких программ, которые отвечают на вопросы. Потом сотрудники IBM подумали: а можно было бы попробовать столкнуть ее с людьми на теле-шоу». Так в 2011 году, спустя 4 года после начала разработки, Watson сразился с чемпионами телевикторины Jeopardy! и получил мировую известность.
Продемонстрировав всем способности Watson, IBM начала сотрудничать с крупными американскими компаниями, и, в том числе, обратила внимание на медицинскую сферу. «Watson пошел в медицинский институт. И сейчас в Америке ведется работа по внедрению системы в некоторых клиниках», — рассказала Ирина Федулова. Аналогично Watson можно применять в других сферах, когда нужны консультации клиентов: он может подсказывать клиентам, какие продукты компании им лучше подойдут. Тут коммерческих применений очень много.
Следующий шаг
В 2013 году IBM решила, что пришло время привлечь к проекту Watson гораздо больше людей, сделать что-то наподобие краудсорсинга. «Watson — это такой инструмент для анализа текста, который можно коммерциализировать сотнями разных способов. Если у какой-либо компании или стартапа есть идеи по тому, как именно можно применить Watson — можно воспользоваться API и заняться решением своей задачи», — пояснила Ирина Федулова.
Сейчас для того чтобы получить доступ к Watson, необходимо описать свою идею и разместить ее на сайте IBM. Если идея адекватна, и эксперты IBM — грантовый комитет — признают ее интересной, то этому стартапу дадут возможность использовать его мощность.
Проект коммерциализации стартовал совсем недавно, но заявок на участие подано уже достаточно много, рассказала Ирина Федулова: «Из Америки подано несколько сотен заявок, из России есть несколько. Но пока не все они рассмотрены, и сложно сказать, сколько в точности компаний уже работают с Watson. Однако примеры трех «живых» проектов, в которых уже применялись технологии Watson, уже известны. Все три — от американских компаний. Две из них работают в области здравоохранения, третья предоставляет решения для сферы розничной торговли».
В настоящее время проект, открывающий стартапам доступ к Watson еще не «обкатали», поэтому пока не налажен «автоматический» процесс. «Как в «Сколково» — сначала следует подача заявки участника на грант, проходит определенная процедура рассмотрения в понятные сроки, и на выходе получается результат. С Watson все по-другому — каждую заявку IBM рассматривает по-своему, потому что это только самое начало. В дальнейшем процесс станет более четким и регламентированным», — объяснила Ирина Федулова.
Есть разные модели коммерциализации любых продуктов. Одна модель - продавать «коробку» или лицензии. Другая модель — давать возможность другим компаниям делать бизнес, используя технологию, и тем самым продвигать саму технологию и зарабатывать на этом деньги, говорит Ирина Федулова: «Мы используем разные модели коммерциализации Watson. На сегодняшний день есть возможность для независимых от IBM разработчиков софтверных решений пользоваться технологиями Watson».
Физическое лицо не может воспользоваться предложением IBM, это должна быть компания, подходящая под ряд параметров, которые позволяют получить статус ISV – Independent Software Vendor.
«На деле это выглядит следующим образом: допустим, вы — собственник, небольшой российской компании, разрабатывающей приложения для лэптопов. И вы понимаете, что, для того чтобы выйти на следующий уровень развития своего предложения, вам нужна технология Watson, вы хотите встроить ее в свой продукт. Что ж — вам просто надо подать заявку и ждать», — рассказала Ирина Федулова.